Антисоциальное расстройство личности: что это на самом деле

Как ставят диагноз

Вот ключевые признаки антисоциального расстройства личности (АРЛ):

  • Равнодушие к правам других, идее о правильном/неправильном
  • Ложь для получения выгоды
  • Нечувствительность к чувствам других или неуважение к ним
  • Использование обаяния или остроумия для того, чтобы манипулировать другими
  • Чувство собственного превосходства
  • Криминальное поведение
  • Агрессия и угрозы в адрес других
  • Отсутствие вины и раскаяния за свои поступки
  • Высокорисковое поведение
  • Безответственность, проблемы с выполнением обязательств — по работе и вообще

Не обязательно, чтобы присутствовало все, но обязательно, чтобы черты были постоянными во времени и проявлялись не в одной сфере жизни, а в разных. Кроме того, критерий наличия расстройства — проблемы с поведением до 15 лет: 

  • Физическое насилие к людям или животным
  • Уничтожение имущества/поджоги
  • Ложь ради выгоды
  • Воровство

Как и другие расстройства личности, антисоциальное — это стабильный поведенческий паттерн. Люди с ним редко обращаются за помощью — возможно, поэтому психологи редко пишут о нем, за рамками статей “как спасти себя от психопата”. Так же, как и с пограничным и некоторыми другими расстройствами личности, выраженность симптомов со временем снижается. 

Специфика антисоциального РЛ у женщин

Как и со многими другими расстройствами, у женщин оно может выглядеть не так, как у мужчин: 

  • У женщин может отсутствовать история типичных для АРЛ проблем до 15 лет — при наличии всех остальных симптомов (исследования делались на выборках в тюрьмах)
  • Импульсивность и агрессия у женщин часто выражается в самоповреждении вместо физического насилия над другими
  • В опросниках на психопатию (которая не тоже самое, что антисоциальное расстройство, но близка) женщины набирали больше баллов по пунктам, связанным с финансовой безответственностью, импульсивностью, отсутствием раскаяния и промискуитетом (что бы это ни значило), а мужчины — по пунктам про раздражительность, агрессию и высокорисковое поведение. 
  • А еще у женщин меньше разнообразия в видах криминальной активности
  • Женщины с антисоциальным расстройством выглядят более адаптивными, способными к стратегиям и их сложнее распознать, потому что кажется, что они лучше учатся на последствиях — при том, что в области обучения на последствиях у всех с АРЛ есть проблемки
  • Опять же, в исследовании в тюрьмах у трети женщин с антисоциальным расстройством одновременно было и пограничное расстройство личности
  • При этом одна из самых распространенных жалоб и проблем для женщин с АРЛ — тревожные расстройства. Принято считать, что люди с антисоциальным — это как Ганнибал Лектор, человек без эмоций. Но вообще тревожные расстройства не просто распространены, они — практически единственное, что совпадало в подростковом опыте у большинства взрослых женщин с этим расстройством. 

Ну и как водится: стандартные методы оценки были разработаны на мужских выборках, поэтому женщины чаще остаются без диагноза. 

Подождите, они не все серийные убийцы? 

Большинство людей с антисоциальным расстройством никогда не совершают тяжких преступлений. Драки, наркотики, кражи и прочие “бытовые” преступления встречаются чаще, просто потому, что они вообще чаще встречаются. 

Многие люди с антисоциальным расстройством живут обычной жизнью, работают (хотя и могут часто менять места), строят отношения (пусть и нестабильные). Их проблемы чаще всего связаны с безответственностью, импульсивностью, конфликтами и всепроникающим ощущением пустоты и скуки. Скука вообще одна из определяющих черт расстройства, потому что порог возбуждения у людей с ним очень высокий. То, что радует и веселит людей в среднем, не производит никакого впечатления на антисоциальных людей. Для того, чтобы что-то почувствовать, надо сделать что-то очень рискованное/интенсивное/за пределами нормы. 

Принято считать, что люди с АРЛ от него не страдают, страдают только другие. Но вообще-то страдают все: жить с постоянным чувством пустоты и срывами контроля — ну такое. 

Социопат, психопат, антисоциальное — это все одно?

Нет, это все про разное (хоть и рядом). 

Антисоциальное расстройство личности — официальный медицинский диагноз из классификаций DSM-5 и МКБ-11.

Психопатия — не диагноз, а исследовательский конструкт, который оценивается по специальной шкале (PCL-R). Психопатия включает эмоциональную холодность, отсутствие эмпатии, манипулятивность. Не все люди с антисоциальным — психопаты. Есть еще позиция, согласно которой психопатией называют самый тяжелый участок спектра антисоциальных черт. 

Социопатия — устаревший термин, который иногда используют неформально. В научной литературе его практически не применяют. 

А что про терапию? 

Раньше считалось, что людям с антисоциальным расстройством нельзя помочь. Сейчас мы знаем, что это не так. Расстройство поддается терапии, хотя работа с ним действительно сложная. 

Что работает: 

Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ) — помогает развить навыки регуляции эмоций и управления импульсивностью. Внутренние проблемы, такие как пустота и отсутствие внутренней награды “за хорошее” остаются, зато самоконтроль помогает реже оказываться в тюрьме. 

Терапия, основанная на ментализации (МВТ) — учит понимать свои психические состояния и состояния других людей, в теории помогает развить эмпатию и улучшить социальное функционирование. Помогает как раз менять внутреннее состояние — но и подходит больше для “высокофункциональных” клиентов. 

Терапия, конечно, требует времени, денег и мотивации. И со всем этим при антисоциальном расстройстве может быть непросто. Но те, кто доходит до специалистов, могут значительно улучшить качество своей жизни и отношений.

И какой вывод?

АРЛ — это сложное расстройство, но не приговор. Люди с этим диагнозом разные, симптомы и их тяжесть могут СИЛЬНО отличаться, проблемы проявляются по-разному, и — им можно помочь. Стигма и мифы из поп-культуры только мешают тем, кто действительно нуждается в поддержке и готов работать над собой.